Стартовая страницаE-mailКарта сайта  
 
 
   
 

Еврейская община в Шанхае

В 2000 году издательством иллюстрированных журналов в Шанхае был издан черно-белый альбом "Йоу тхай жен цай Шанхай" ("Евреи в Шанхае"), а мне посчастливилось в составе переводческой группы участвовать в работе по переводу этого альбома на русский язык. Публикация этого альбома в Китае была приурочена к 55-й годовщине освобождения еврейской общины в Шанхае от японских оккупантов и Победе во Второй мировой войне. Разумеется, основное внимание в книге уделялось еврейским беженцам-европейцам во время Второй мировой войны, которые получили прибежище в Шанхае. В книге содержится уникальный материал, а несколько страниц посвящены русским евреям (российским беженцам после революции).

Ознакомившись с данным альбомом, мы посчитали своим долгом собрать и обобщить сведения о жизни и труде шанхайских российских евреев, об их трудностях и успехах, вкладе в развитие русской эмигрантской общины в Шанхае (еврейские музыканты, артисты, певцы, журналисты, бизнесмены, преподаватели, ученые, религиозные и общественные деятели внесли немалый вклад в процветание российской диаспоры в Китае), а также об их вкладе в развитие дружбы между китайским и еврейским народами, другими национальностями, жившими в Шанхае.

001 - в изданном в 1936 г. альбоме "Русские в Шанхае" содержится немало страниц о начальном периоде приспособления беженцев из России в Шанхае и Китае. В частности, есть множество фотографий деятелей общины еврейской национальности.

002 - благодаря энергичной дейтельности известного в царской России журналиста М.С. Лембича в Харбине, а позднее - в Шанхае, Тяньцзине и нескольких других городах с 1920 г. начали издаваться газеты на русском языке "Заря", "Шанхайская Заря", "Слово", "Вечерняя Заря". Лембич основал и издательство "Заря". Эти многостраничные ежедневные газеты освещали не только международные новости, спорт, события в Китае и Юго-Восточной Азии, но и давали обзоры местной жизни, достижения в спорте и культуре, происшествия и прогнозы погоды.

003 - Эти газеты печатали также информацию обо всех новостях эмигрантской жизни россиян За Рубежом (как в Европе, так и в других странах мира), а также публиковали исторические эссе, философские труды и размышления авторитетных ученых и публицистов о том, почему лучшая часть российского общества оказалась вне родины.

004 - редактором и соучредителем харбинских и шанхайских газет был известный журналист, литератор и востоковед Лев Арнольдов. Его перу принадлежало множество статей, эссе, обзоров, размышлений об эмигрантской жизни, а также работы по китайской истории и иероглифике. Он был главным редактором газеты "Шанхайская Заря", где часто печатались новости из шанхайской жизни еврейской общины.

005 - Будучи человеком высокообразованным, эрудированным, в высшей степени культурным, Арнольдов считал своим долгом проводить большую просветительскую работу среди российских и еврейских беженцев, рассказывать им об особенностях китайской культуры, по возможности помогать понять китайскую речь и менталитет китайцев.

006 - На страницах "Шанхайской Зари" печатались анансы популярнейших исполнителей и певцов того времени - Виктора Хенкина, Оскара Строк, Джозефа Лампкина, композитора Авшаломова, Д.Гейгнера...

007 - известно, что после долгих странствий по свету известнейший еврейский композитор Авшаломов приехал в Китай и поставил несколько балетов и спектаклей на сценах Шанхайских театров. А во время гастролей Вертинского и Шаляпина в Шанхае страницы газет были заполнены восторгами и гордостью шанхайской публики за своих выдающихся исполни-телей. Кстати, импрессарио шаляпинских гастролей был известный в Японии и Китае российский еврей Авсей Строк.

008 - приезд известного композитора Оскара Строка (брата Авсея Строка), сочиняющего не только еврейские песенки, но и произведения мирового уровня и популярности, несомненно, стал событием в жизни шанхайской еврейской общины (1935 год, страница из "Шанхайской Зари").




009 - "Многоликий В.Хенкин сегодня прощается с Шанхаем" - последний прощальный концерт мировой знаменитости.

010 - Шанхайская еврейская община по своему составу была разнородной, как и во всяком еврейском обществе, здесь было немало как богатых, так и бедных людей. Поэтому благотворительное общество "Эзра" (или общество взаимопомощи) часто устраивало вечера в пользу бедных и неимущих членов колонии. (1934 г.).



011 - А богатых людей среди еврейской колонии было немало. Это были торговцы, предприниматели, владельцы больших и модных магазинов, банкиры, ювелиры и т.д.



012 - Мануфактурно-галантерейный магазин Арона Файна пользовался большой популярностью у шанхайцев. Здесь приобретали товары не только европейцы, американцы, но и богатые японцы, и состоятельные китайцы.






013, 014 - В связи с большой численностью нуждающихся еврейских эмигрантов община создала несколько благотворительных комитетов и обществ помощи. Так, немаловажную роль среди еврейских шанхайцев играл Комитет Благотворительного Общества и Убежище для престарелых евреев в Шанхае. Слева здесь помещен отчет о проведенных мероприятиях с перечислением всех, кто безвозмездно помог своим соотечественникам во время проведения Пуримского бала. Почетным секретарем этого Комитета была И.Каган. Внизу - объявление о Пуримском бале, устроенном для оказания помощи тем евреям, которые "застряли" в Шанхае в поисках средств для выезда из Китая.

Мы не случайно упомянули о переселяющихся еврейских беженцах - процесс перемещения еврейских эмигрантов безоста-новочно шел все 1920-е и 1930-е годы. Надо сказать, что в Китай попало довольно боль-шое число еврейских эмигран-тов из России - они осели в Дайрене, Мукдене (предс. - Г.А. Быховский), Тяньцзине (предс. - И. Флигель, большую роль играл Б. Фридман), Хар-бине (ок. 10 тыс. евреев, предс. - А. И. Кауфман), Циндао (предс. - С. Циммерман), Шан-хае (4,5 тыс. евреев, предс. совета старшин - М.С. Блох).

015 - Главная еврейская синагога в Харби-не. В 1913 году синагога горела, но удалось спасти предметы культа. После пожара синагогу отреставрировали и расширили. С 1920 по 1940 гг. обряд посвящения в веру приняли 214 человек. До 400 прихожан.

016 - Шанхайский еврейский клуб, выборы нового состава. Шанхай, 1936 г.

016 - Евреи в Шанхае обосновались уже давно и община сефарадистских (багдад-ских) евреев давно заняла здесь прочное положение. Что касается выходцев из России, то до революции в Шанхае и окрестностях можно было отыскать немало деловых людей, подвизающихся на почве торговли чаем и восточными специями. Однако они не могли составить конкурен-цию еврейским торговцам из ближневосточных стран. Правда, можно совершенно определенно констатировать проживание первой российской еврейской семьи в Шанхае: в 1893 г., проезжая через Шанхай в Чифу, молодой В.Ф.Гроссе (будущий Генконсул императорской России в Шанхае) нашел здесь лишь 1 русского подданного г. Хаймовича, дети которого проживали в Шанхае вплоть до середины 1930-х годов (Жиганов В.Д. Русские в Шанхае. Альбом. - Шанхай, 1936. - С. 33).

017 - Что касается Харбина, то там с началом строительства КВЖД еврейская община быстро росла и уже в 1903 г. состоялось ее официальное первое собрание. В Харбине же имелось 3 синагоги, Еврейский народный банк, много лет действовало Дальневосточное еврейское центральное информационное бюро (Дальевциб). В Харбине издавался журнал "Еврейская жизнь", издавали через издательство Лембича свои книги еврейские писатели.

018 - В Шанхае также в 1940-е годы выходила книжная серия "Еврейские писатели" в издательстве "Еврейская книга". В этой серии вышло 12 сборников, большинство из которых вышло с предисловием или библиографическим очерком О.Раппопорта, издателя и писателя.

019 - С началом революции в России и гражданской войны множество беженцев, в том числе и еврейской национальности, стали покидать пределы Российского государства и направляться через Китай в другие страны. Много беженцев осело в Китае. Евреи объединя- лись в еврейские общества, как правило, имевшие влияние в городах. Еврейские общины объединялись вокруг синагоги, т.к. религия в изгнании играет организующую и поддерживающую людей роль.

020, 021 - Кроме того, традиционно в местах скопления еврейских поселенцев большое значение играли Еврейские клубы, Объединения помощи, Бюро по делам образования еврейских детей, библиотеки, театры, музыкальные и драматические студии. Обычно еврейские общины выпускали свои газеты или журналы, некоторые имели свои небольшие радиостанции или часовые программы на местном радио (программа "Голос Еврея" в Шанхае). При Шанхайском еврейском клубе был открыт Литературно-художественный кружок, объединивший творческие силы еврейской русской колонии. Поскольку еженедельные заседания круж-ка решено было проводить по четвергам, он получил название "Четверг".

022 - На заседаниях "четверговцев" проходили не только обсуждения культурно-просветительных задач, стоявших перед ЛХК, но и концерты, спектакли, чтения литературных произведений. На этой рекламке - вечер певицы Ю.М.Марковской.

023, 024 - на вечерах Шанхайского Еврейского Клуба можно было услышать музыку Д.И.Гейгнера, буффонады на русском и еврейском языках, выступления известных музыкантов и актеров.

025 - Особой любовью шанхай-ской публики пользовались опе-ретты, поставленные ЛХК при Еврейском Клубе. Можно сказать, что уже заранее можно было ожидать успех: музыка, веселый жанр оперетты, неповторимый юмор и замечательная игра актеров - это всегда привлекало зрителей.

026 - Конечно, проведение богатой культурной программы среди еврейских эмигрантов в Шанхае не могло бы состояться без финансовой помощи богатых людей. Одним из состоятельнейших еврейских торговцев в Шанхае был владелец "Сибирского мехового магазина" Г.М.Клебанов.

027 - Вообще, если говорить о коммерсантах, торговцах, владельцах процветающих магазинов и мастерских, парикмахерских, аптеках и т.д. - их владельцами оказывались еврейские поселенцы. Магазин вин г-на Баруха предлагал палестинские вина.

028 - В Шанхае издательским делом и выпуском газет и журналов тоже ведали люди, имеющие уже опыт такой деятельности в России. Русский Шанхай был известен обилием издательств - "Русь", "Друг школы", "Восток", "Издательство Н.П.Дукельского", "Товарищество изательского дела Крюкова и Мартенсон", "Желтый лик" Магарама, "Зарубежная библиотека", "Книгоиздательство и типография В.Е.Мартенсон" и другие.

029 - в Шанхае были открыты кондитерские, булочные, чайные, кофейные и другие магазины продовольствия, которые к еврейской Пасхе предлагали мацу о другие пасхальные продукты.

030 - Маца и другие пасхальные продукты предлагались как в специальных магазиных, так и в лавке при Синагогах. В Шанхае было три больших синагоги, одну из которых построили на свои средства евреи - беженцы из России. Первая шанхайская синагога была открыта в 1907 году и облуживала она 20-25 семей.

031- Однако время от времени спокойствие еврейской русской колонии потрясали торговые войны между конкурентами-производителями продуктов и товаров. Тут уж никакие кровнородственные или религиозные отношения не могли помочь: бизнес есть бизнес!

032 - В 1927 году еврейские русские эмигранты приобрели на свои средства небольшое помещение, переоборудованное затем в синагогу на Вард-род, территориально расположенную на Международ-ной концессии г. Шанхая. Синагога находилась в центре проживания еврейской колонии, что было гораздо удобнее, т.к. ранее верующие евреи вынуждены были ездить в синагогу сефардов.

033 - современный вид синагоги российских евреев. Сейчас здесь расположен еврейский музей жертв Второй мировой войны.

034 - Службы в синагоге проходили регулярно, их проводил раввин Мейер Ашкенази. В по-мещении, где проводи-лись службы, сейчас установлена мемориальная доска, на которой выбито имя этого глубоко-уважаемого всей еврейской общиной религиозного лидера. Благодаря его подвижничеству российские евреи во время Второй мировой войны не попали в гетто для евреев, зато были обложены японцами большим налогом для содержания гетто.

035, 036 - Мемориальные таблички на китайском и английском языке с адресом и краткими сведениями о синагоге.

037, 038 - внешний вид синагоги сегодня.

039 - в окрестностях синагоги находились дома еврейских поселенцев из России.

040 - вид синагоги со двора.

041 - вид окрестных улиц при синагоге. В 1930-40-е годы еврейские беженцы благоустроили территорию у синагоги и построили свои многоквартирные дома. Часто строительство велось на совместных паях с иностранцами. Часть средств евреи получили от благотворителей.

042 - прогуливаясь в местах расселения еврейских эмигрантов на Вейсайде, мы облатили внимание, что коньки крыш снабжены символом-крестом.

043 - внешний вид большого каменного дома, где жили богатые еврейские поселенцы. Беднота ютилась в одноэтажных китайских фанзах, снимая углы у владельцев жилья.

044 - еврейские поселенцы были в курсе всех культурных событий еврейского мира. Статья о боевике "Еврей Зюсс", кинокартине, шедшей с огромным успехом в кинотеатрах Шанхая.

045 - "Шанхайская Заря" часто печатала репортажи о положении в Палестине. Русские евреи прекрасно знали обстановку в Палестине, а в 1930-е годы несколько партий еврейских российских беженцев отправились в Палестину.

046 - в газетах печатались статьи и о еврейских поселенцах на Земле, а также о своих героях. Молодые еврейские парни и девушки были членами молодежной организации имени И.Трумпельдора (сокращенно - Бетард). Бетардцы играли немалую роль в жизни шанхайских евреев.

047 - а в Европе в это время назревают другие события. Газета в 1935 году печатает тревожные новости из Германии - после прихода к власти фашистов жизнь евреев в этой стране и других странах-сателлитах Германии становится невыносимой.

048 - японцы поначалу неплохо относились к еврейским поселенцам в Шанхае. После начала японской агрессии в Китае шанхайская еврейская община вынуждена была временно сотрудничать с новыми хозяевами. Правда, необходимо признать, что японцы первое время открыто выражали свое осуждение по поводу травли еврейского населения в Европе.

049 - евреев медленно выдавливают не только из Германии, в 1930-е годы антиеврейские настроения разжига-ются по всей Европе.

050 - часть еврейских поселенцев из Харбина и Шанхая переселяется в другие страны. Газеты рассказывают о жизни харбинских евреев в Колумбии.

051 - а в Шанхае продолжается трудная и полная лишений жизнь в чужой среде, в чужом и непривычном языковом пространстве... Только благодаря энтузиазму молодых артистов, музыкантов, художников можно было не только не забыть свою культуру и свой язык, но и передать драгоценный сосуд знаний своим детям.

052 - в Шанхае еще в 19 веке резиденты разных стран основали свои концессии, где имели свои войска, полицию, суды и т.д. Однако в неспокойные времена (во время восстаний, революций, социальной нестабильности) эмигранты вынуждены были создавать дополнительные контингенты военных для обеспечения своей безопасности. Так, в Шанхае в на чале ХХ века был создан Шанхайский волонтерский корпус, в котором проходили службу мобилизованные туда служащие, торговцы, молодые люди призывного возраста. Служба делилась на долгострочную и краткосрочную. Существовал при корпусе и Еврейский волонтерский полк.

053 - об успехах еврейских спортсменов не только в Шанхае, но и в Китае, и даже на мировом уровне газеты помещали подроблнейшие репортажи. Вообще спорт среди эмигрантского населения был очень популярен. Вохможно, это еще и показатель необходимости беженцев приспосабливаться к тяжелому климату, неблагоприятной окружающей среде, поскольку болеть эмигранты не могли - лечение было и дорого, и грозило потерей рабочего места.

054 - по информации из Вейсайдской синагоги-музея, среди еврейских поселенцев было мало любителей табака и вина, возможно еще и потому, что эмигранты очень заботились о своем здоровье, да и лишние расходы были не в характере этих людей... Фото из музея - шанхайская табачная лавка предлагала множество сортов сигарет, трубок, сигар и т.д. для состоятельных людей.

055 - Во время японской оккупации и Второй мировой войны, особенно - после начала Тихоокеанской войны, европейские беженцы, которым оказал свое гостеприимство Шанхай, оказались в еврейском гетто. Как уже говорилось выше, российских евреев это не коснулось, хотя они были вынуждены содержать гетто на свои средства, еженедельно приносить продовольствие и одежду нуждающимся евреям из Европы. После окончания Второй мировой войны часть еврейских эмигрантов-россиян отправилась в Австралию, в США, в Палестину, а небольшая часть - под давлением советских войск вынуждена была репатриироваться в СССР. На снимке - паспорт, выданный репатрианту в Сибири. Большинство этих людей подверглись репрессиям.

В частности, в книге исследовательницы Эммы Александровны Шкурко "Очерки истории евреев Башкортостана" есть сведения о тех репатриантах, которые попали в Башкирию после окончания войны. Э.А.Шкурко любезно переслала автору информацию из следственных дел репрессированных еврейских репатриантов. Вот выдержки из этих дел:

Дело ВИНОГРАДОВЫХ. Семья Виноградовых оказалась в Уфе в 1948 году, через год после возвращения из Китая, где глава семьи Юлий Лазаревич, 1899 г. р., уроженец Одессы, прожил более 30 лет, и откуда трижды ездил за товаром в Японию. В Уфе он продавал газированную воду.

Он обвинялся в клевете на советскую действительность, восхвалении врагов народа Зиновьева и Каменева и условий жизни за границей. Ю.Л. Виноградов говорил о том, что Советское правительство обмануло, обещав нормальные условия жизни, они допустили непоправимую ошибку и готовы в любую минуту вернуться. По поводу "дела врачей" ответил, что к евреям теперь не будет такого доверия в Советском Союзе, как раньше, высказывался об антисемитизме одного из партийных руководителей. К антисоветским передачам относился безразлично, отрицал антисоветские высказывания сына.

Дело из Архива НКВД/КГБ Башкортостана, дело № 3163 по обвинению Виноградова Исаака Юльевича, 1929 г. рождения, беспартийного, образование - среднее, уроженца Тяньцзина, реэмигранта из Китая, переплетчика, обвиняемого в антисоветской националистической агитации, клевете на советскую действительность, восхваление жизни за границей, распространение антисоветских радиопередач и высказывание недоверия национальной политикой Советского правительства.

В Китае в 1940-42 гг. состоял в молодежной сионистской организации "Брит Трумпельдор", однако его участие заключалось лишь в том, что он платил взносы, слушал лекции по истории еврейского народа, международном положении, изучал еврейский язык. Антисоветских лекций не слышал. Члены организации "Берит Трумпельдор" воспитанные в националистическом духе, любви к своей нации, ставят задачей создание самостоятельного государства". Свои высказывания о жизни за границей считал необдуманными.

Недовольство трудностями трудоустройства, решения квартирного вопроса объяснял не тем, что он еврей, а якобы тем, что приехал из-за границы. Выражая недовольство карточками, очередями, не учитывал, что недавно окончилась война с Германией. Признал, что слушал у одного из знакомых антисоветские радиопередачи, но разговоров не было. Хвалил одному из знакомых жизнь в Китае, о Палестине говорил как о еврейском государстве.

Одна из свидетелей показала, что Виноградов жалел о возвращении из Китая, сожалел об аресте Зиновьева и Каменева, которые шли по правильным стопам Троцкого. Уровень советских людей отстал от заграничного. Другая свидетельница-еврейка говорила, что Исаак враждебно относился к Советскому государству, говорил: "Если бы не был евреем, то давно бы устроился на работу".

Свидетель-еврей, преподаватель английского языка, показал, что Виноградов говорил, что в газетах одно, а в иностранных передачах другое. Свидетель объяснял это клеветой, но Виноградов не соглашался с ним, сожалел, что не поехал в Израиль. Советское правительство, по его мнению, плохо относится к Израилю из-за хорошего приема Голды Меир. Другой свидетель, также еврей, преподаватель одного из вузов Уфы, считал, что Виноградов воспитан в американском духе и на советскую действительность смотрел с антисоветских позиций, восхвалял уровень жизни в США, утверждал, что на стройках работают заключенные, труд в СССР рабский, считал, что демократии не может быть при одной партии, высказывался о процессе Сланского в Чехословакии и полагал, что следует ожидать процессов над Паукером в Румынии, Ракоши в Венгрии, читал статьи в сборнике "Ридерс дайджест", восхваляющие капиталистическую систему. Отец его трижды ездил в командировку в Японию.

Еще одна свидетельница, зав. детским садом, рассказала, что будучи в еврейской компании у одного из уфимцев Исаак рассказал антисоветский анекдот ("Ехали евреи, в поезде народу было очень много негде ходить. Зашел кондуктор и сказал: "К стенке, товарищи!". Спавший в углу проснулся и спросил: "Разве мы доехали?"), восхвалял Израиль, мол, Израиль ничего плохого не делает СССР, клеветал на Советский Союз, навязывающий свою волю другим странам (Албании). Мать, Рахиль Исааковна, пыталась сдержать его. Тогда один из присутствовавших, А.Я. Бердичевский, главный инженер резинового завода, сказал, что разделяет его взгляды: "Он взрослый человек, не мешайте ему говорить. Исааку не 5 лет, и не 85, он все правильно говорит, он знает, что говорит".

Исаак Виноградов проживал в Китае до 1945 г., в течение 16 лет - в Шанхае, в 1945-47 гг. - в Тяньцзине, с ноября 1947 г. живет в СССР, с апреля 1948 г. - в Уфе. Преподавал английский язык в Абдуллинской средней школе.

31 марта 1953 г. По ст. 58-10, ч.2 УК РСФСР он был приговорен к заключению в ИТЛ сроком на 25 лет с последующим поражением в избирательных правах сроком на 5 лет и с конфискацией всего имущества. Меру пресечения не изменять, содержать в Уфимской тюрьме № 1. Кассационная жалоба была оставлена без удовлетворения. Срок И. Виноградов отбывал в Иркутской области.

Постановлением Верховного Суда РСФСР от 15.01.1955 г. приговор был переквалифицирован на ст. 58-10, ч.1 - лишение свободы сроком на 5 лет без поражения в правах и конфискации имущества на основании Указа от 27 марта 1953 г. "Об амнистии" И. Виноградов из-под стражи освобожден, судимость снята. Постановлением Верховного Суда СССР от 19.02.1990 г. признана необоснованность осуждения, т.к. показания свидетелей не дают оснований делать вывод о наличии контрреволюционного умысла. В этот период И.Ю. Виноградов жил в Молдавии, где и оформил льготы для репрессированных.

Фонд содержит также дело по обвинению отца Исаака Виноградова Юлия Лазаревича, 1899 г. рождения, уроженца г. Одессы, продавца газированной войны в киоске Уфимского пищеторга на стадионе "Динамо", в клевете на советскую действительность, восхваление врагов народа Зиновьева и Каменева и условий жизни за границей.

Виноградов Ю.Л. выехал в Манчжурию и прожил в Китае более 30 лет, в 1918-19 гг. около 3-х месяцев служил в белой армии, мобилизован в нее был в Харбине, где жил до 1921 г.. В Тяньцзине занимался торговлей, куда перебрался из Шанхая из-за трудностей после прихода японцев. В эмигрантских организациях не состоял, но знал о молодежной еврейской организации "Брит Трумпельдор". Ездил за товаром в Японию.

Вначале переехал с семьей в Магнитогорск, но так как состояние здоровья сына Исаака ухудшилось, его направили в Уфу в психиатрическую больницу, и семья переехала в Уфу. Здесь Ю.Л. Виноградов работал кладовщиком на заводе № 656.

Виноградов был осужден по ст. 58-10, ч. 1 и приговорен к 10 годам лишения свободы с поражением в правах на 5 лет.

Его жена - Рахиль Исааковна - обратилась с 12.04.1953 г. письмом в Верховный Суд РСФСР, в котором писала, что "муж происходит из рабочей семьи, испытал на своей шкуре "прелести" черты оседлости и притеснения старого режима. Исаак с 13 лет страдает эпилепсией. Сына напоили в гостях, а ему нельзя. 31.05.1955 г. протестом в порядке надзора приговор отменен и дело прекращено за недоказанностью обвинения. 29.06.1955 г. Виноградов освобожден. В 1994 г. родственникам выдана справка о реабилитации.

Судьба еврейских российских эмигрантов, отправившихся из Китая в другие страны, оказалась счастливее. Однако ту жизнь, которую еврейские беженцы провели в Китае, в частности, в Шанхае - забыть нельзя. Наверное, поэтому, начиная с 1990-х готов в Китай и Шанхай ежегодно приезжают старые еврейские эмигранты (или присылают своих детей), чтобы поклониться той земле, которая стала временным прибежищем эмигрантам по длинной дороге изгнания.

Автор: Черникова Л.П., старший преподаватель кафедры Новой и новейшей истории БашГУ (г.Уфа), стажер Восточно-Китайского педуниверситета (г.Шанхай), кандидат исторических наук.

вернуться в оглавление

 
 
Государственный камерный оркестр джазовой музыки имени Олега Лундстрема 2002-2013 (c)
 
 
Яндекс.Метрика Портал Джаз.Ру - все о джазе по-русски